РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ

План презентации

  • Преимущества и недостатки речного транспорта
  • Классификация подвижного состава речного транспорта
  • Речные водные пути
  • Речные порты и пристани
  • Документальное сопровождение грузоперевозок по речным путям

Преимущества речного транспорта

  • Высокая провозная способность - до 2-х раз выше, чем на двухпутной ж/д.
  • Низкая себестоимость - в 2-3 раза ниже, чем по параллельным ж/д путям.
  • Удельный расход топлива в 4 раза ниже, чем на автомобильном транспорте.
  • Небольшие капиталовложения - в 10 раз меньше, чем на ж/д.

Преимущества речного транспорта

  • Высокая производительность и невысокая трудоёмкость.
  • Невысокая металлоёмкость в сравнении с ж/д и автотранспортом на 1 тонну грузоподъемности.
  • Удельные затраты энергии значительно ниже, чем на сухопутных видах транспорта.

Недостатки речного транспорта

  • Сезонность работы в северных регионах - 120-150 дней в году.
  • Невысокая скорость движения судов и большой срок доставки грузов - в 1,5-2 раза дольже, чем на ж/д транспорте
  • Разобщенность речных бассейнов.

Недостатки речного транспорта

  • Расположение рек преимущественно в меридиональном направлении.
  • Неравномерность глубин, извилистость путей.
  • Пассажирские перевозки осуществляются лишь в дневное (светлое) время суток.

Структура речного транспорта

  • Суда.
  • Водные пути.
  • Порты и пристани.
  • Судостроительные и судоремонтные заводы.
  • Средства связи.

Классификация подвижного состава речного транспорта

Самоходный речной грузовой транспорт

Грузовое судно

Буксир

Буксир-толкач

Несамоходный речной грузовой транспорт (баржи)

Трюмная баржа

Баржа-площадка

Паромная баржа

Классификация речных судов согласно речного регистра

Речные суда класса «Л»

  • Могут передвигаться исключительно по малым и мелководным рекам.
  • Осадка не превышает 1.2 м.

Речное судно класса «Л»

Речные суда класса «Р»

  • Предназначены для плавания только по рекам.
  • Максимально допустимая высота волны всего 1.25 м., ширина - 12 м.
  • Надстройки у таких судов совсем легкие, а вместо иллюминаторов - обычные окна с деревянными рамами.

Речное судно класса «Р»

Речные суда класса «О»

  • Могут выходить в плавание при волнах высотой не более 2 м. и шириной не более 20 м.
  • Вместо иллюминаторов допускается установка обычных окон.

Речное судно класса «О»

Речные суда класса «М»

  • Могут выходить в плавание при любой погоде.
  • Способны преодолевать волны высотой 3 м и шириной до 40 м.
  • Имеют максимально высокие борта, и водонепроницаемые люки и наружные двери.
  • Палубы имеют фальшборт высотой минимум 90 см.
  • Якорные цепи длиннее, чем на судах других классов.

Речное судно класса «М»

Речные суда со знаком «ПР»

  • Подходят для плавания в прибрежных морских водах.
  • Максимально допустимая высота волны для судов «О-ПР» - 2 м., а для судов «М-ПР» — 2.5 м.

Речное судно класса «ПР»

Речные суда класса «М-СП»

  • Суда смешанного плавания.
  • Приспособлены для плавания как в речном, так и морском бассейнах.
  • Более прочны в сравнении с судами класса «М», дополнены навигационным оборудованием и спецсигналами.
  • Могут плавать при волне высотой до 3.5 м.

Речное судно класса «М-СП»

Речные водные пути

Водный путь

Водный путь - это судоходная часть рек, озер, водохранилищ, каналов с гидротехническими сооружениями.

Судоходные условия водного пути характеризуются габаритами судового хода: глубиной, шириной и радиусом закруглений.

Классы и группы речных водных путей

Речные порты и пристани

Речной порт

В порту осуществляется основная загрузка и разгрузка судов, а также экипировка (оснащение) и техническое обслуживание.

Речная пристань

У пристани осуществляется кратковременная стоянка и частичная разгрузка или догрузка судов.

Документальное сопровождение грузоперевозок по речным путям

Договор перевозки груза

Юридическое соглашение между отправителем и перевозчиком. Содержит:

  • Информацию о сторонах договора.
  • Описание груза.
  • Условия перевозки и сумму оплаты за перевозку.
  • Ответственность сторон и разрешение споров.

Транспортная накладная

Форма ГУ-1 — Накладная на перевозку сухогрузов во внутреннем водном и в прямом внутреннем водном сообщениях.

 

Форма ГУ-2 — Накладная на перевозку грузов в универсальных контейнерах.

Форма ГУ-3 — Накладная на перевозку нефтегрузов наливом.

Квитанция о приеме груза

Подтверждает момент передачи груза от отправителя к перевозчику или получателю. Содержит:

  • Информацию об отправителе, получателе, перевозчике.
  • Время приема груза.
  • ОТД (Описание товара на деле) — вес, объем, упаковка и пр.
  • Состояние груза при приеме.

Дорожная ведомость

Применяется для контроля транспортных средств и грузов, передвигающихся по различным маршрутам. Этот документ выполняет следующие функции:

  • Отслеживание товаров и транспортных средств в движении.
  • Мониторинг соблюдения установленных правил и норм.
  • Предоставление сведений о доставке груза.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!