Меньшая себестоимость по сравнению с авто- и авиатранспортом
Возможность доставки больших объёмов грузов одновременно
Недостатки ж/д транспорта
Ограниченное количество перевозчиков
Низкая возможность доставки к конечным пунктам доставки
Значительная потребность в капиталовложениях и трудовых ресурсах
Организация ж/д перевозок в России
Государственная компания ОАО «РЖД» является единственным монопольнным перевозчиком, владеющим всей путевой инфраструктурой и локомотивами.
Весь парк грузовых вагонов (около 1,4 млн ед.) — находится в собственности вагонных операторов.
Подвижной состав и инфраструктура ж/д транспорта
Железнодорожные вагоны
Крытый вагон
Полувагон
Платформа
Платформа
Платформа
Лесовоз
Цистерна
Хоппер
Рефрижератор
Транспортёр
Автовоз
Думпкар
Локомотивы
Тепловоз
Электровоз
Газотурбовоз
Инфраструктура ж/д транспорта
Инфраструктура ж/д транспорта:
железнодорожные линии
железнодорожные станции
устройства электроснабжения
сети связи
системы управления движением
информационные комплексы
Железнодорожные линии
Ширина ж/д колеи
Ширина ж/д колеи в разных странах
Решение пробремы разноколейности
Решение пробремы разноколейности
Пропускная и провозная способность ж/д линий зависит от:
характеристик вагонов и локомотивов
диспетчерских приоритетов
состояния дороги и инфраструктуры
количества путей дороги
количества станций, обгонных пунктов и т.п.
Железнодорожные станции
Виды ж/д станций
Грузовые станции
Предназначены для выполнения грузовых и коммерческих операций с грузами и грузовыми вагонами.
Технические станции
Предназначены для выполнения технических операций с грузовыми вагонами, составами, поездами для организации перевозок и обеспечения безопасности движения.
Сортировочные станции
Предназначены для массовой переработки вагонов и формирования и расформирования составов.
Узловые станции
Станции, к которым примыкает не менее трёх железнодорожных направлений.
Стыковые станции
Представляют собой раздельные пункты, которые служат для объединения путей, электрифицированных разными родами тока.
Логистические характеристики ж/д станций:
размещение относительно терминалов и других видов транспорта
пропускная способность и загруженность линий, ведущих к станции
развитие и загруженность прилегающей автодорожной сети
число и протяженность погрузочныхрузовых фронтов
Логистические характеристики ж/д станций:
производительность погрузочно-разгрузочного оборудования
наличие на территории станции компаний, оказывающих логистические услуги - складские операторы, транспортные экспедиторы, таможенные брокеры и т.п.
Организация железнодорожных перевозок
Ж/д отправки
Отправка - партия груза, который принимается по одной накладной. Виды отправок:
повагонная - $1_{партия} = 1_{вагон}$
контейнерная - $1_{партия} = 1_{контейнер}$
мелкая - $1_{партия} < 0,5_{вагона/контейнера}$
групповая - $1_{партия} = n_{вагонов}$
маршрутная - разгрузка партии в разных местах
Соглашения, регулирующие международные ж/д перевозки
Соглашение о международном грузовом сообщении по железным дорогам
Комплект документов международной перевозки по СМГС
лист 1: Оригинал накладной (для получателя)
лист 2: Дорожная ведомость (для перевозчика)
лист 3: Лист выдачи груза (для перевозчика)
лист 4: Дубликат накладной (для отправителя)
Комплект документов международной перевозки по СМГС
лист 5: Лист приема груза (для договорного перевозчика)
лист 6: Лист уведомления о прибытии груза (для получателя)
лист без номера: Дорожная ведомость (дополнительный экземпляр)