При линейных перевозках оплата производится на основе прейскурантного тарифа с учетом системы надбавок и скидок.
Последовательные рейсы и трамповые перевозки
При последовательных рейсах и трамповых перевозках оплата производится на основе фрахтовой ставки (freight rate).
Фрахтовая ставка – договорная цена, зависящая от конъюнктуры транспортного и товарного рынка, стоимости товара, предъявляемого к перевозке, маршрута осуществления перевозки, возраста судна и т.д.
Виды линейных тарифов
В зависимости от типа груза
Постатейные (потоварные) тарифы (commodity rate). Ставки для каждого наименования груза.
Классные тарифы (class rate). Для каждого класса грузов (продовольствие, металл, химические грузы и т.д.) указана особая ставка.
Смешанные тарифы (mix rate). Для небольшой группы товаров указаны постатейные ставки, а для остальных — тарифный класс.
В зависимости от единицы измерения груза
По массе груза (W – weight). Под единицей массы подразумевается либо 1 тонна, либо 1 фунт.
По объему груза (M – measurement). За единицу объема принимается либо 1 куб. м, либо 1 куб. фут.
По стоимости товара (ad valorem).
По фрахтовой тонне (W/M).
Фрахтовая тонна
В зависимости от вида груза во фрахтовых тоннах оценивается либо его объём, либо его вес:
1 фрахтовая тонна для тяжёлых, малообъёмных грузов равна 1 английской тонне (1016,0469088 кг) или 2240 торговым фунтам.
1 фрахтовая тонна для лёгких объёмных грузов равна 40 куб. футам или 1,12 куб.м.
В зависимости от порта отправления и назначения
Тарифы для базисных портов
Тарифы для факультативных портов или аутпортов
Определение ставок при трамповом судоходстве
Метод прямого аналога – ставка равна ставке на такую же линейную перевозку.
Метод коэффициентов – ставка определяется с помощью поправочных коэффициентов.
Метод идеи фрахтовой ставки – ставка на основе тайм-чартерного эквивалента и рейсовых расходов.