Принципы ценообразования при морских перевозках

Линейные перевозки

При линейных перевозках оплата производится на основе прейскурантного тарифа с учетом системы надбавок и скидок.

Последовательные рейсы и трамповые перевозки

При последовательных рейсах и трамповых перевозках оплата производится на основе фрахтовой ставки (freight rate).

Фрахтовая ставка – договорная цена, зависящая от конъюнктуры транспортного и товарного рынка, стоимости товара, предъявляемого к перевозке, маршрута осуществления перевозки, возраста судна и т.д.

Виды линейных тарифов

В зависимости от типа груза

  • Постатейные (потоварные) тарифы (commodity rate). Ставки для каждого наименования груза.
  • Классные тарифы (class rate). Для каждого класса грузов (продовольствие, металл, химические грузы и т.д.) указана особая ставка.
  • Смешанные тарифы (mix rate). Для небольшой группы товаров указаны постатейные ставки, а для остальных — тарифный класс.

В зависимости от единицы измерения груза

  • По массе груза (W – weight). Под единицей массы подразумевается либо 1 тонна, либо 1 фунт.
  • По объему груза (M – measurement). За единицу объема принимается либо 1 куб. м, либо 1 куб. фут.
  • По стоимости товара (ad valorem).
  • По фрахтовой тонне (W/M).

Фрахтовая тонна

В зависимости от вида груза во фрахтовых тоннах оценивается либо его объём, либо его вес:

  • 1 фрахтовая тонна для тяжёлых, малообъёмных грузов равна 1 английской тонне (1016,0469088 кг) или 2240 торговым фунтам.
  • 1 фрахтовая тонна для лёгких объёмных грузов равна 40 куб. футам или 1,12 куб.м.

В зависимости от порта отправления и назначения

  • Тарифы для базисных портов
  • Тарифы для факультативных портов или аутпортов

Определение ставок при трамповом судоходстве

  • Метод прямого аналога – ставка равна ставке на такую же линейную перевозку.
  • Метод коэффициентов – ставка определяется с помощью поправочных коэффициентов.
  • Метод идеи фрахтовой ставки – ставка на основе тайм-чартерного эквивалента и рейсовых расходов.

Определение идеи фрахтовой ставки

\[\begin{aligned}f=\frac{(ТЧЭ\cdot T_а + R)}{Q} \end{aligned}\]

Определение идеи фрахтовой ставки

  • $f$ - идея фрахтовой ставки
  • $ТЧЭ$ - тайм-чартерный эквивалент (cтоимость аренды судна в сутки)
  • $T_a$ - срок аренды судна в сутках
  • $R$ - рейсовые расходы
  • $Q$ - количество груза

Надбавки к линейным тарифам

К морским линейным тарифам существует ряд надбавок, каждая из которых имеет своё специальное обозначение:

 

Линейные условия оплаты перевозки

Линейные условия оплаты перевозки имеют специальные обозначения и зависят от степени участия морской линии в доставке груза:

 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!