Международные грузовые перевозки на морском транспорте
Преимущества и недостатки морского транспорта
Преимущества морского транспорта
Невысокая себестоимость перевозки грузов.
Значительная грузоподъёмность, позволяющая перевозить большие объёмы грузов.
Высокая пропускная способность морских линий.
Единые правовые и юридические соглашения.
Недостатки морского транспорта
Необходимы оборудованные порты.
Затратность строительства портов и судов.
Транспорт зависит от природных условий.
Низкая скорость доставки грузов.
Опасность нахождения в открытом океане.
Основные виды морских судов
Универсальные сухогрузные суда
Предназначены для перевозки генеральных грузов.
Балкеры (Bulkers)
Приспособлены к перевозке сухого груза насыпью. Обычно не имеют грузового устройства, но снабжены большими люками грузовых трюмов.
Контейнеровозы (Container Ships)
Скоростные суда, для перевозки контейнеров стандартных типов (ISO).
Ролкеры «Ро-Ро» (Rolker «Ro-Ro» ships)
Cуда с горизонтальным способом погрузки, служат для перевозки груженых трейлеров, колесной техники.
Tанкеры (Tankers)
Наливные суда, предназначенные для перевозки наливом жидких грузов, в основном нефтепродуктов.
Газовозы (Liquefied Gas Tankers)
Танкеры, для перевозки природных и нефтяных газов в жидком состоянии.
Химовозы (Chemical Tankers)
Танкеры, предназначенные для перевозки жидких химических грузов.
Организация международного судоходства
Виды международного судоходства
Регулярное судоходство - линейное судоходство и перевозка последовательными рейсами.
Трамповое судоходство.
Линейное судоходство
Перевозка грузов по заранее установленным маршрутам, согласно расписанию, действующему в течение длительного периода.
Перевозка последовательными рейсами
Форма судоходства, при которой крупный грузоотправитель заключает долговременное соглашение с судоходной компанией на организацию перевозок судовых партий груза по заранее установленному маршруту, согласно расписанию без захода, в промежуточные порты.
Трамповое судоходство
Перевозка крупных (судовых) партий грузов, носящая уникальный и, как правило, единовременный характер.
Осуществляется на основе договора-чартера между судовладельцем и грузовладельцем.
Виды судоходных линий
Односторонние линии
На односторонних линиях работают суда только одной судоходной компании.
Двусторонние линии
На двусторонних линиях работают суда нескольких конкурирующих компаний.
Линейные конференции
Cудоходные компании, работающие на одной линии объединяются в картель (делят между собой рынок грузоперевозок).
Помимо конференций на линии могут работать компании-аутсайдеры, не входящие в конференцию.
Оформление морских грузовых перевозок
Коносаме́нт
Коносамент (B/L или BOL) — это основной документ, применяющийя при доставке груза водными видами транспорта.
Коносамент выдаётся перевозчиком грузовладельцу.
Изначально коносамент применялся только при транспортировке грузов морским транспортом. Сейчас он может охватывать разные виды транспорта. В этом случае он называется сквозным.
Функции коносамента
Коносамент выполняет одновременно несколько функций:
1. Расписка перевозчика в получении груза для перевозки, с одновременным описанием видимого состояния груза.
2. Товарно-транспортная накладная.
3. Подтверждение договора перевозки груза.
4. Товарораспорядительный документ.
Форма коносамента
У коносамента нет единой формы, но в нём обязательно должны быть указаны данные, которые прописаны в кодексе торгового мореплавания: